Сравнение MLM и финансовой пирамиды
В этой части описывается законодательство США. «Некоторые люди путают финансовые пирамиды и схемы Понци с законным многоуровневым маркетингом… MLM продают продукцию обычным потребителям, не требуя от последних дополнительной оплаты или участия в MLM. MLM может платить комиссионные длинной цепочке дистрибьюторов, но эти комиссионные начисляются за реальные продажи, а не за новых участников схемы».
Итак, MLM и финансовые пирамиды схожи и для их различения необходимо проанализировать маркетинговый план компании. Участники, вовлекающие (рекрутирующие) других участников (дистрибьюторов) в схему, в MLM: вознаграждаются за продажи их рекрутов, в финансовой пирамиде: за сам факт рекрутирования. Имеет значение, на какой из этих двух деятельностей делает упор маркетинговый план, к чему он побуждает, чем занимаются дистрибьюторы большую часть рабочего времени — продажей или рекрутированием.
Чтобы скрыть факт вознаграждения за новых рекрутов, применяется такая уловка, как обязательная покупка новыми рекрутами большого количества продукции (часто по завышенной цене) — загрузка. Эта покупка обеспечивает спонсора комиссионными. Хотя формально происходит продажа товара, суды рассматривают такие действия как вознаграждение за рекрутирование. Таким образом, несмотря на наличие продаж, компания может быть признана финансовой пирамидой. Чтобы избежать обвинений в незаконности, набор, который обязан купить новичок для начала торговли, должен быть недорогим, и этот набор компания обязана выкупать обратно по цене не менее 90% от продажной цены.
Так называемое «правило 70%» гарантирует, что продукция продаётся конечным потребителям. Правило гласит, что 70% продукции должны быть проданы перед заказом дистрибьютором новой партии. Правило может трактоваться расширенно. Суд может предъявлять дополнительное требование, чтобы 70% продукции продавались конечным потребителям, то есть тем людям, которые не являются дистрибьюторами. Последнее требование позволяет избежать загрузки дистрибьюторов.